29 мая 2020 года
Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки. И это неудивительно, ведь ее история насчитывает вот уже более пяти веков, на протяжении которых этот инструмент считается, пожалуй, самым изысканным и утонченным, при этом требующим точной настройки и бережного отношения. Инструмент-аристократ, королева оркестра, инструмент ангелов или дьявола – вот лишь немногие прозвища, которые получила скрипка.
Звучание скрипки настолько выразительно, что способно передать всю гамму чувств исполнителя или композитора, вызвав при этом настоящие и глубинные эмоции у слушателей.
Никколо Паганини сказал: «Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни - твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента.»
Виолончель - это не просто струнно-смычковый инструмент, а обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию, она зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику, и в этом ей нет равных.
Удивительно, что до творчества Людвига ван Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести виолончели. Однако, получив признание в его произведениях, она заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.
Виолончель исходит в томном стоне, Гудит, жужжит, как шмель в июльский зной. Растаяли в святилище симфоний Колонны, люстры, строгих кресел строй. И нет пюпитра перед черным фраком, Нет к струнам наклоненной головы. Уж не смычок скользит по нотным знакам, А ветер по кудрям листвы. Прозрачными глухие стали стены, Шумит за ними пробужденный сад, Где липы о печали сокровенной Широким вздохом с миром говорят. Поет и для меня «Сомненье» Глинки Безжалостной тревогой дней былых, И спорят звуки в страстном поединке Минувших бед и радостей моих. Всеволод Рождественский |
По чьим-то нотам плачет контрабас: Ему не быть в оркестре первой скрипкой. Страдает тихо он — не напоказ, Чтоб ноту грусти не сочли ошибкой. Что голос груб, он в том не виноват. Его судьба — увы, вторые роли. Он не рыдал ни разу невпопад, Но скрипки правят бал, точней, гастроли. Ему бы разорвать привычный круг, Сменить пластинку или дирижера. И трепет передать влюбленных рук, Уйдя в минор от глупого мажора. Осмоловская И. |
Брянский областной колледж искусств приглашает выпускников детских школ искусств научиться разговаривать на скрипке, альте, виолончели и контрабасе.
Программа концерта студентов выпускного курса специальности «Инструментальное исполнительство» по виду «Оркестровые струнные инструменты» Брянского областного колледжа искусств: